Закрыть ... [X]

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода



Платные участки дорог в украине с 2019 года

Оплатите за проезд: какими будут концессионные дороги в Украине

27 февраля Верховная Рада обновила украинское законодательство, чтобы привлечь частных инвесторов к строительству концессионных дорог. Они будут новыми, первой категории, в направлениях с большим трафиком и платными.

Появятся платные дороги точно не раньше 2019 года, и о большом количестве маршрутов речь пока не идет.

Обратите внимание

Во-первых, даже в богатых странах Европы протяженность платных дорог исчисляется процентами, а дорожная сеть там длиннее, чем в Украине.

Во-вторых, два приоритетных участка определили давно — сначала ориентировались на направление Львов — Краковец (сейчас, правда, маршрут будет иным — от Львова до границы с Польшей) и Киев — Белая Церковь.

Зачем нужен был законопроект?

Концессионная дорога — новый участок пути, который инвестор строит за свои средства, за перемещение по ней с водителей взимают плату, а после окончания сроков концессии дорога становится государственной и бесплатной.

Важные нюансы для инвесторов. Теперь в законодательстве прописано:

  • Кабмин определяет, какая дорога нужна, на основании технико-экономического обоснования, принимает решение о строительстве с указанием стоимости дороги и ориентировочной прибыли концессионера. Он же отвечает за концессионный конкурс;
  • концессионными будут дороги государственного значения;
  • местным властям запрещено отдавать кому-либо земельные участки, на которых будут строить концессионную дорогу;
  • концессионеру гарантируют компенсацию, если за год он получил от эксплуатации дороги доход меньший, чем предусмотрено договором. То есть если трафик будет недостаточным, правительство выплатит компенсацию, но не больше 30% запланированного дохода.

Важные нюансы для водителей:

  • концессионная дорога — это новый участок пути, а не уже существующий;
  • у платной дороги должна быть бесплатная альтернатива, и протяженность бесплатной альтернативной дороги может быть максимум в два раза длиннее платной. Но есть оговорка: если больше половины платной дороги составляют мосты, тоннели или путепроводы, то требование к протяженности альтернативной бесплатной дороги уже не действует;
  • правительство устанавливает максимальный размер разовой платы за проезд с учетом уровня инфляции;
  • каким именно образом водители будут платить за проезд, решает концессионер.

У государства нет денег на строительство дорог — их изыскивают только на ремонт, реконструкцию и содержание. Новые путепроводы сейчас строят только за счет кредиторов, а инвестиции — второй из возможных способов увеличить дорожную сеть.

Источник:https://newsone.ua/news/auto/oplatite-za-proezd-kakimi-budut-kontsessionnye-dorohi-v-ukraine.html

Какие автодороги в Украине отремонтируют в 2019 году

Вторник , 18 декабря 2019, 11:50

Руководитель ГП «Укрдоринвест» Елена Криворучко рассказала об уроках 2019 года и о перспективах реконструкции автомобильных дорог в Украине в 2019 году.

В своей статье в «Зеркале недели» директор ГП «Укрдоринвест» Елена Криворучко пишет, что 2019 год стал для дорожной отрасли Украины переходным, поскольку была проведена децентрализация отрасли и работы Дорожного фонда. В рамках децентрализации дорожного хозяйства 117 тыс.

километров автомобильных дорог передали в распоряжение регионов – теперь ими занимаются областные государственные администрации. Какие именно региональные дороги ремонтировать – это теперь решают областные депутаты.

На балансе «Укравтодора» осталось 52 тысячи километров автомобильных дорог государственного значения, а также международных автотрасс.

В частности, в Одесской области уже определились с планами на следующий год.

Значительные изменения произошли и в механизме финансирования дорожного хозяйства. В Украине официально заработал Дорожный фонд – структура, которая аккумулирует средства с акцизов на топливо, а также ряда других сборов.

Потом эти средства расходуются исключительно на нужды дорожного хозяйства. Ранее сборы от акцизов на топливо попадали в «общий котел» государственного бюджета, а финансирование эксплуатации и ремонта дорог осуществлялось по остаточному принципу.

В 2019 году общий размер поступлений в Дорожный фонд составил 32,6 млрд. грн.

35% из Дорожного фонда передается в регионы, где эти средства идут на местные дороги, 65% — на трассы государственного и международного значения, при этом 5% средств тратят на повышения уровня безопасности дорожного движения.

Важно

Правда, регионы Украины по разному использовали средства дорожного фонда. Криворучко пишет, что лидерами стали Хмельницкая, Винницкая и Черниговская область, где освоили все 100% средств, выделенных их Дорожного фонда.

Однако есть и аутсайдеры, среди которых Одесская область, которая смогла освоить на ремонт местных автомобильных дорог лишь 57% предусмотренных средств. Самый плохой показатель – у Луганской области, где освоили 46% средств.

Что до Одесской области, то у региона своя специфика – он получил значительные дополнительные средства за счет «таможенного эксперимента».

Несмотря на реформы, Елена Криворучко считает показатели работы дорожной отрасли 2019 года положительными. Однако планы на 2019 год более амбициозные.

На государственном уровне, по словам Криворучко, «Укравтодор» в основном выполнил все запланированные на 2019 год работы по ремонту и реконструкции автодорог государственного значения. А вот регионы смогли выполнить лишь около 2/3 запланированного.

Кроме того, в регионах нередко при закупке услуг подрядчиков игнорировали требования Закона о государственных закупках – например, разбивали работы на большое количество мелких лотов и отдавали подряды «своим» подрядчикам, минуя процедуру тендера в системе «Прозорро».

Как и в 2019, в 2019 году в «Укравтодоре» рассчитывают на кредитное финансирование ремонтов и реконструкций автодорог. Основными донорами являются Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Международный банк реконструкции и развития финансирует два крупных инфраструктурных проекта, среди них реконструкция автотрассы Харьков – Должанский и автомобильной дороги Стрый – Знаменка. В 2019 году было потрачено 1,8 млрд. грн. кредитных средств МБРР. Кроме этого за счет МБРР ремонтировали трассу Киев – Харьков, где освоили 860 млн. грн.

Европейские банки финансировали «Проект улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к городу Киеву». В общей сложности на его реализацию потратили в 2019 году 2,6 млрд. грн.

В этот проект входят такие важные элементы, как строительство обхода города Житомира, а также строительство развязок на автотрассах Киев – Чоп и Киев – Одесса.

В рамках этого проекта осуществлен эксперимент, во время которого ряд участков автотрассы Киев – Чоп передали в эксплуатационное содержание частным подрядчикам.

Совет

В целом дорожники Украины в 2019 году освоили практически 100% кредитных средств – в прошлые годы такого не было и государство оплачивало проценты по неосвоенной части кредитов, что было не выгодно.

В 2019 году за кредитные средства планируют закончить ремонтные работы на трассе Киев – Одесса, также приступят к реализации проекта ремонта дороги Киев – Чернигов – договора уже подписаны в 2019 году.

На трассе Киев – Харьков будет работать иностранный подрядчик – он проведет работы по капитальному ремонту целого ряда участков.

Кром этого, продолжатся работы по реконструкции Северной объездной дороги Житомира, в рамках которой расширяют проезжую часть с двух до четырех полос, а финансирование осуществляется за счет кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ.

Общая сумма кредитных ресурсов, которые освоят в 2019 году, составит 5 миллиардов гривен.

В следующем году продолжится реализация правительственной «Программы развития дороги 2019–2022», которая детализирована в областных программах.

В частности во Львовской области и дальше будут реконструировать автодорогу Львов – Меденичи, которая является кратчайшим путем в сторону курорта Трускавец. Кроме того обустроят развязки на объездной дороге Львова и расширят ее на ряде участков. Кроме этого на Львовщине запланировали восстановить и построить заново ряд мостовых переходов.

В Днепропетровской области займутся скоростными шоссе Днепр – Решетиловка, продолжат работы на трассе Днепр – Кривой Рог – Николаев, а также строительство Южного обхода Днепра.

Обратите внимание

В 2019 году за счет бюджетных средств в полмиллиарда гривен отремонтрируют автодорогу от Кропивницкого в сторону Николаева. Аналогичную сумму предусмотрели и в бюджете Николаевской области, тут также займутся ремонтом этой автодороги.

В Ивано-Франковской области будут ремонтировать трассы Стрый – Ивано-Франковск, Татаров – Каменец-Подольский, Крыворивня – Черновцы. Кроме этого отремонтируют мосты и путепроводы, которые были повреждены паводком еще в 2008 году.

Запорожские и донецкие областные советы приоритетным проектом выбрали реконструкцию автодороги Н-08 – для этого предусмотрены специальные бюджетные программы. Кроме того в Запорожской области будут ремонтировать дорогу Васильевка – Бердянск, средства на ее ремонт запланировали получить от «таможенного эксперимента».

В Житомирской области запланировали в 2019 году отремонтировать автодороги Житомир – КПП «Выступовичи», а также Житомир – Винница. Также продолжат ремонт и реконструкцию трассы Н-03 Житомир – Черновцы, основные работы будут выполнятся на участке Житомир – Чуднов.

На Волыни в приоритете – автомобильная трасса М-19 Ковель – Луцк. Волыняне запланировали повысить ее пропускную способность с 8000 до 10000 автомобилей в сутки. Кроме этого будут ремонтировать трассу Р-15 Луцк – Нововолынск до границы с Львовской областью, а также дорогу М-07 Ковель Ягодын, которая ведет к крупнейшему КПП на украино-польской границе.

В Винницкой области планируют продолжить реализацию проекта «Gо Highway» и отремонтровать участок автодороги от Винницы до Умани — как часть общего проекта строительства дороги от Одессы до Гданьска.

В Одесской области на 2019 год запланировано завершить работы на автотрассе Одесса – Рени, а также провести текущий средний ремонт еще двух важных автотрасс.

В общем на ремонт и реконструкцию автодорог в Украине в 2019 году запланировано потратить 56 млрд. грн. бюджетных средств – это рекордная сумма для Украины. Власти надеяться, что даже регионы-аутсайдеры смогут освоить 85 – 90% выделенных средств.

Кроме этого, Елена Криворучко надеется, что в 2019 году украинские законодатели окончательно решат все вопросы, связанные с дорожными концессиями и дадут «зеленый свет» для реальной реализации в Украине строительства платных автомобильных дорог. Водители получат альтернативу – ехать быстро и качественно по частным платным автодорогам, или медленно по государственным бесплатным автодорогам.

Источник:https://uc.od.ua/news/traffic/1209626

Платные дороги в Украине в 2019 году: стоимость участков, последние новости

В конце зимы – начале весны 2019 года был принят, а затем и подписан знаковый для Украины закон о кардинальных изменениях в сфере эксплуатации и строительства автодорог.

В нем, наконец, пропишут все нормы и положения, касающиеся такого животрепещущего и очень сильно запущенного вопроса в стране, как автомобильные дороги.

В том числе он регламентирует и постройку, а также правила дальнейшего использования платных трасс.

Важно

Платные дороги – вполне привычная норма для европейского водителя. Ведь логично, что находящиеся в коммерческом пользовании автомагистрали требуют ремонта и модернизации, обслуживания своей инфраструктуры. Конечно, подразумевается, что и их качество – соответствующее…

Ожидается, что новый закон позволит предоставить желающим водителям быстро и комфортно, за вполне разумную плату добираться в пункт назначения, и при этом сфера строительства трасс получит столь необходимые ей инвестиции.

Причем они будут не в ответственности нашего мифического Укравтодора, который, как известно, как поется в одной хорошей песне: «Кладет асфальт местами и немного, чтоб каждый оккупант на подступах застрял».

А в ведомстве вполне конкретной коммерческой организации, управляющей имуществом на правах концессии, деятельность, права и обязанности которой четко прописаны как раз в этом самом законе.

Какие трассы станут платными?

Прежде всего, стоит отметить, что речь не идет о реорганизации и смене статуса уже имеющихся активно используемых дорог. Платными будут изначально строить спецтрассы (желающие могут и дальше пользоваться обычными бесплатными дублерами), и первыми из них, как ожидается, станут направления «Белая Церковь — Киев» и «Краковец — Львов».

По данным из некоторых источников, изначально рассматривалась еще и «Чоп — Киев», но, ее пока, вроде бы, перенесли на более отдаленную перспективу. На данный момент по первым двум приведенным работают над технико-экономическим обоснованием строительства, после чего начнут искать потенциальных инвесторов и организовывать тендерные процедуры, а также конкурс на поиск концессионера.

Что же касается конкретной стоимости, средней «таксой» по Европе является 10-30 евроцентов. У нас на первых двух проектах объективно собираются ставить самый низкий порог – в 10 евроцентов (около трех гривен). Это логично, учитывая наш уровень жизни и доходов, которые, конечно же, не идут ни в какое сравнение с европейскими.

Нюансы строительства и концессии

Сложность с поиском инвестиционных средств для строительства этих трасс состоит в том, что инвестор сможет окупить свои расходы исключительно в том случае, если в будущем данная дорога будет демонстрировать надлежащую интенсивность трафика. Так как все это лежит в плоскости вероятностей и прогнозов, обязательно должен заработать механизм государственных гарантий и компенсаций, который напрямую бы работал с инвесторами по таким проектам и непосредственно с самими магистралями.

Конечно же, именно об этом ряд положений и был включен в новый закон, благодаря чему стало возможным передать строительство и дальнейшее обслуживание в частные руки. Иначе, по правде говоря, ни один бизнес не вошел бы в этот тендер по объективным причинам, ни при каких обстоятельствах.

Например, в отношении участка «Белая Церковь — Киев» считается, что инвесторы будут просто в очереди стоять, чтобы отхватить этот лакомый кусочек, ведь движение в этом направлении традиционно всегда было чрезвычайно интенсивным. То же касается и сверхпопулярной будущей «Чоп — Киев».

А вот по «Краковцу — Львову» такой уверенности нет, но обкатывать идею, в первую очередь, будут именно на ней, потому как лучше взять не слишком удачный проект и понять все его риски, чем расслабиться на заведомо успешных и потом неподготовленными подойти к реализации дорог с меньшей интенсивностью.

В Кабмине считают, что для отработки механизма, сбора статистики и исправления всех сопутствующих недочетов, которые будут выявляться в процессе, данных двух трасс пока вполне хватит, и одной из причин такого скромного начала является то, что государственный компенсационный Фонд на эту тему не готов пока «тянуть» сразу большое количество платных дорог. В будущем же их строительство будет, конечно же, адекватно развиваться, и рано или поздно, надеются в верхах, мы достигнем такого же уровня логистической цивилизованности, как и ЕС.

Какими будут платные дороги?

Прежде всего, стоит отметить, что все готовящиеся платные трассы станут составляющей общей сети европейских автобанов, в частности, речь идет о связывающей, по сути, два моря – Балтийское и Черное, магистрали – Go Highway. И если все пойдет по плану с поиском инвестора и концессионера, строительство «Краковец — Львов» и «Белая Церковь — Киев» стартует с начала 2019 года.

Как поделились с нами в Автодоре, новые трассы будут использовать технологии, совершенно отличные от тех, которые мы привыкли видеть на своих дорогах. Главными критериями станут долговечность, качество покрытия, устойчивость и экологичность.

Интересные ноу-хау на этот счет уже проходят свое тестирование на некоторых участках региональных трасс, и если они себя покажут хорошо, большинство автомагистралей Украины в недалеком будущем будет использовать именно их.

В частности очень перспективной выглядит технология так распространенных сейчас в Европе «тихих» резиновых дорог из битума с соответствующими добавками.

Совет

Во-первых, это замечательный и полезный на практике вариант утилизации старых автошин и прочих резиновых отходов. Во-вторых, такие покрытия отличаются прекрасной вязкостью, они не боятся низких температур, не стареют и не трескаются. По статистике, всего 15% резиновой крошки в объеме покрытия, способно продлить срок его безремонтной эксплуатации на 15-20 лет.

Еще одной интересной идеей стал голландский инновационный проект PlasticRoad, строящий трассы из отходов пластика – тоже замечательный утилизационный шаг при максимальной пользе результата. Они представляют собой составленные по принципу конструктора цельные плиты из переработанного пластика со спецдобавками, в которых проделаны отверстия для коммуникаций.

Данные магистрали, согласно результатам технико-эксплуатационных испытаний, могут класться на любой тип грунта без предварительной подготовки, что существенно снижает себестоимость проекта в целом, выдерживают температурный диапазон от -40 до +80 и демонстрируют внушительную стойкость к любым повреждениям и износу.

Эти технологии или какие-либо другие выберут у нас в стране для обустройства первых платных автобанов – покажет время. Как и то, не окажется ли их строительство очередным способом организовать теплую кормушку для приближенных к властям бизнес-структур, без какой бы то ни было пользы для простого народа…

Источник:https://eurowheels.com.ua/v-2019-god/platnye-dorogi-v-ukraine-v-2019-godu-stoimost

Дорога в 2019 год: какие автомобильные пути отремонтируют в Украине

Но даже в таких условиях отрасль показала довольно хорошие результаты. В свою очередь, планы на 2019 год еще более амбициозные, — по сравнению с ними даже хорошие текущие результаты могут оказаться всего лишь разминкой.

Победы и провалы 2019 года

В 2019 г. украинская дорожная сфера пережила сразу несколько новаций. Была проведена децентрализация дорожного хозяйства — 117 тыс. км дорог местного значения были отданы в распоряжение областных государственных администраций (ОГА). При этом на балансе у «Укравтодора» осталось около 52 тыс. км государственных и международных дорог.

Серьезные изменения претерпел и механизм финансирования сектора.

В этом году в Украине официально заработал Дорожный фонд — структура, основная задача которой заключается в аккумулировании денег с акцизов на топливо, уплачиваемых каждым автомобилистом, а также некоторых других сборов.

По идее, эти средства и так много лет должны были идти исключительно на нужды дорожной сферы. Но в Украине до 2019 г. они попадали в общий государственный бюджет, из которого финансирование дорог осуществлялось по остаточному принципу.

Дорожный фонд стал инструментом, позволившим сделать деньги на дороги целевым ресурсом. В 2019 г. его общий размер составил 32,6 млрд грн, или 50% от всех соответствующих поступлений. К 2020 г. долю акцизов и других сборов, поступающих в фонд, увеличат до 100%.

Если говорить о распределении денег из фонда, то 35% идут на местные дороги, 65 — на трассы государственного и международного значения, а 5% — на финансирование мероприятий по безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.

На вопрос, почему все 100% акцизов нельзя было сразу направить в Дорожный фонд, лучше всего поможет ответить статистика освоения финансовых ресурсов на местные дороги по областям. За строительный сезон у нас появились лидеры — Хмельницкая, Винницкая, Черниговская, Запорожская, Львовская, Харьковская и Днепропетровская области.

К примеру, в Хмельницкой области использовали все 100% денег, в Винницкой — 98, в Черниговской — 97, в Запорожской — 94, а во Львовской и Харьковской — по 92% средств. Что касается аутсайдеров, то ими стали Луганская, Одесская, Тернопольская и Николаевская области.

Обратите внимание

Так, в Луганской области израсходовали только 46% доступных денег, в Одесской — 57, в Тернопольской — 64, а в Николаевской области — 69%.

На первый взгляд, такая ситуация может показаться очень странной. Почему в государстве, которому, по разным оценкам, требуются сотни миллиардов или даже триллионы гривен на полное восстановление дорожного хозяйства, отдельные области не смогли освоить по 700–900 млн за целый год?

Дело в том, что для многих ОГА необходимость заниматься ремонтом дорог стала «неожиданностью». Даже несмотря на то, что «Укравтодор» проводил соответствующие консультации еще с 2019 г.

, ОГА слишком долго определяли наиболее приоритетные участки, объявляли тендеры, выбирали победителей.

В результате за время, оставшееся непосредственно на строительство, выбрать потенциально доступные суммы оказалось просто невозможно.

В целом по Украине на дорогах государственного и международного значения, относящихся к сфере ответственности «Укравтодора», были выполнены все запланированные работы. В то же время на местном уровне показатель составил всего 63%.

Тем не менее существует большая вероятность, что уже в следующем году мы сможем значительно улучшить этот результат, поскольку сейчас чиновники в каждой области обладают уже не только теоретическими, но и практическими знаниями, касающимися необходимых процедур и подготовительных работ. И даже если в 2019 г.

они допустили некоторые ошибки, в 2019-м можно будет предотвратить повторение подобного сценария.

Международные деньги

Один из серьезных источников финансирования дорожного строительства в Украине — деньги от наших международных партнеров. В их число входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Вместе с МБРР мы реализуем сразу два проекта. Среди них — «Второй проект улучшения автомобильных дорог и безопасности движения», в рамках которого проводится капитальный ремонт участка трассы Харьков—Должанский, а также дороги Стрый—Знаменка.

В целом в 2019 г. в рамках этого проекта выборка составила почти 1,8 млрд грн.

Также МБРР финансирует «Проект развития дорожной отрасли», в рамках которого ремонтируются участки трассы Киев—Харьков, а общая выборка на конец года составит почти 860 млн грн.

В свою очередь, ЕБРР и ЕИБ финансируют «Проект улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к городу Киеву».

В частности, выборка доступных кредитных ресурсов от ЕБРР должна составить 1,25 млрд грн до конца года, а от ЕИБ — почти 1,35 млрд в случае поступления очередного транша.

В этот проект, к примеру, входит строительство обхода города Житомира, который мы реализуем вместе с китайским подрядчиком. Также это транспортные развязки на дорогах Киев—Одесса и Киев—Чоп.

Проект даже включает содержание участков дороги Киев—Чоп частным подрядчиком на основании конечных результатов, — так называемые контракты OPRC. За несколько лет они прекрасно зарекомендовали себя как пилотные инициативы, и в дальнейшем планируется расширить использование такого подхода к содержанию дорог.

Что касается работы с международными кредитами, то в целом выборка составляет почти 100% от запланированных показателей. Это очень хорошо, ведь ранее Украина не могла похвастаться такими результатами.

Важно

Поэтому нам приходилось платить за реально не израсходованные средства, как прямо теряя деньги на выплате процентов, так и недополучая положительный экономический эффект из-за меньшей скорости строительства дорог.

Конечно, такая ситуация была невыгодна для государства, поэтому улучшение показателей выборки — действительно хорошее достижение, результат слаженной работы команды специалистов.

Международные кредиты на 2019 год

Что касается проектов, финансируемых иностранными кредиторами, в 2019 г. не стоит ждать каких-либо сюрпризов. Впрочем, в случае с дорогами именно отсутствие непредвиденных событий — позитивное и желаемое состояние. Дело в том, что раньше Украина часто не могла дофинансировать те или иные проекты.

Например, в одном году планировали построить дорогу. Это было заложено в бюджете на следующий год, и строительство начиналось. Но через год находились другие приоритетные проекты. Работа останавливалась, а недострой оставался стоять в лучшем случае год.

В худшем — к трассе возвращались только тогда, когда это было уже не актуально, а выполненная перед этим работа была полностью утрачена.

Напротив, у проектов за средства международных доноров подобных преград нет. Поэтому в 2019 г. мы планируем окончательно завершить работы на трассе Киев—Одесса в рамках проекта с ЕБРР и ЕИБ. Также в 2019 г. был подписан контракт на ремонт участка дороги Киев—Чернигов, начало работ по которому запланировано именно на 2019 г.

Другой иностранный подрядчик начнет работы по капитальному ремонту дороги Киев—Харьков. В свою очередь, будет полностью восстановлена дорога первой категории Киев—Должанский. Наконец, планируется окончательно завершить работы, не выполненные итальянским подрядчиком — фирмой Todini.

Также будет продолжена реконструкция Северной объездной дороги Житомира, в рамках которой расширяют проезжую часть с двух до четырех полос, а финансирование осуществляется за счет кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ.

В целом в 2019 г. запланировано выбрать около 5 млрд грн кредитных ресурсов, что приблизительно равно показателю 2019 г. Подобная динамика —индикатор стабильных темпов, на которые выходит украинская дорожная отрасль.

Проекты «на старте»

В 2019 г. будет продолжена реализация пятилетней «Программы развития дороги 2019–2022». За это время в стране планируется восстановить большое количество трасс и магистралей.

Как рассказывалось ранее, сейчас в Украине у каждой области — собственный дорожный бюджет. Именно поэтому регионы разработали собственные планы работы на 2019 г. с учетом местных потребностей и приоритетов развития.

Так, во Львовской области на следующий год запланирован ремонт дороги Львов—Меденичи. Это трасса, которая обеспечит сообщение между Львовом и Трускавцом по кратчайшему маршруту. Также построят дополнительные съезды на объездной дороге Львова и планируют начать ее расширение. Кроме того, в области хотят достроить и реконструировать сразу несколько мостов.

Что касается Днепропетровской области, то в государственном бюджете Украины на 2019 г.

предусмотрена отдельная бюджетная программа для продолжения строительства, в частности, скоростного шоссе Днепр—Решетиловка.

Продолжатся работы на участке дороги Днепр—Кривой Рог—Николаев и строительство Южного обхода Днепра, цель которого — создать вокруг областного центра полукольцо и увеличить пропускную способность дорог.

Совет

В рамках отдельной бюджетной программы в размере 500 млн грн будет также отремонтирована дорога от Кропивницкого до границы с Николаевской областью на Кировоградщине.

Стоит добавить, что отдельная бюджетная программа предусматривает выделение 500 млн грн на капитальный ремонт этой дороги в Николаевской области, где она запланирована в бетоне. Таким образом, в рамках двух областей к концу 2019 г.

должно быть отремонтировано 2/3 общей протяженности дороги.

В Ивано-Франковской области планируют продолжить ремонт дорог Стрый—Ивано-Франковск, Татаров—Каменец-Подольский и Криворовня—Черновцы.

Также в области нацелились на ремонт мостов, в частности, разрушенных паводками еще в 2008 г. Здесь мы видим яркий пример того, как на сектор влияет децентрализация.

На местах гораздо лучше видны потребности и проблемы региона, которые зачастую было просто невозможно рассмотреть и учесть из Киева.

Ремонт участка дороги Н-08 от Запорожья до границы с Донецкой областью в 2019 г. предполагается финансировать за счет отдельной бюджетной программы и средств Дорожного фонда. Всего в пределах области расположено 170 км дороги.

Согласно ожиданиям, в 2019 г. будет отремонтировано и приведено в нормативное состояние более половины ее общей протяженности.

Также запланирован ремонт дороги Васильевка—Бердянск, средства на который предполагается получить от таможенного эксперимента.

Обратите внимание

Возвращаясь к дороге Н-08, ее ремонт станет приоритетным и в Донецкой области. В рамках отдельной бюджетной программы 600 млн грн будут направлены на капитальный ремонт участка этой дороги в области общей протяженностью 31 км.

Также в регионе пообещали обратить внимание на дороги третьей и четвертой категорий. С момента начала АТО именно на них пришлась основная нагрузка трафика, что привело к их преждевременному разрушению.

По словам представителей области, большинство дорог нуждается в капитальном ремонте, то есть работы надо выполнять фактически с нуля.

В Житомирской области в следующем году планируют работы по среднему и капитальному ремонту участков дорог Житомир—КПП Выступовичи и Житомир—Винница. Также будет продолжен ремонт дороги Н-03 (Житомир—Черновцы), где основной объем работ будет сконцентрирован на участке Житомир—Чуднов.

В 2019 г. на Волыни приоритетным проектом должна стать международная дорога М-19 по маршруту Ковель—Луцк с интенсивностью движения от 8000 до 10000 авто в сутки.

Также в следующем году планируется продолжить работы на дороге Р-15 от Луцка до Нововолынска до границы со Львовской областью. Кроме того, запланированы работы на трассе М-07 по маршруту Ковель—КПП Ягодин.

Именно этот КПП является крупнейшим в Украине на украинско-польской границе.

Наконец, в Винницкой области в следующем году продолжат реализовывать проект Gо Highway на маршруте от Винницы до Умани.

В целом 2019-й имеет все шансы стать действительно успешным годом для украинской дорожной сферы. Общий объем финансирования на уровне озвученных 56 млрд грн — рекордный. И учитывая, что ОГА набрались опыта, есть надежда, что средства Дорожного фонда будут использованы если не 100%, то по крайней мере на 85–90.

Важно

И именно в 2019 г. мы сможем, наконец, окончательно согласовать все вопросы по концессионному законодательству, и Украина сможет начать реальные переговоры по проектам платных дорог, которые будут строиться полностью или частично за счет частных инвесторов. А водители, наконец, получат альтернативные — платные, но быстрые — маршруты с качественным дорожным покрытием между городами.

В целом 2019-й может стать первым непереходным годом со стабильным и прогнозируемым финансированием, когда результаты работы дорожников будут уже реально видны не только в рамках отдельных проектов, но и по всей территории Украины.

Источник:https://zn.ua/economics_of_regions/doroga-v-2019-god-kakie-avtomobilnye-puti-otremontiruyut-v-ukraine-303176_.html

Где в Украине построят платные дороги и сколько будет стоить проезд

Где в Украине построят платные дороги и сколько будет стоить проезд

Фото из открытых источников

Платные дороги в Украине могут начать строить уже в 2019 году, заявил на прошлой неделе министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян. Мы решили разобраться, насколько нужны платные дороги, что стопорит их строительство, где в Украине они могут появиться и сколько будет стоить проезд по ним

На минувшей неделе министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в случае принятия Верховной Радой законопроекта «О концессиях» строительство платных автодорог в Украине может начаться уже в 2019 году.

Речь идет о комфортных для проезда автомобилей платных автодорогах, которые инвесторам предложат строить на условиях концессии. Заместитель министра Виктор Довгань в интервью 112.

ua уточнил, что строительство платных автодорог в стране, скорее всего, начнется уже после выборов парламента и президента.

Что такое платная дорога и почему их не строили раньше?

Отметим, что тема платных автодорог и концессии не новая и реализовать подобные проекты власти уже пытались неоднократно.

В Украине о концессии автомобильных дорог говорят уже лет пятнадцать, но до сих пор ни один концессионный проект реализован не был. Правительство Арсения Яценюка даже пыталось организовать концессионный конкурс, но ни один инвестор в нем даже не заинтересовался, отметил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Кава.

Главная причина, по которой инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в концессионные проекты автодорог, – пробелы в законодательстве. «У нас есть проблема с законодательством. В европейских странах для инвестора концессионера предусмотрена компенсация.

Если грузопоток падает, то государство ему это компенсирует. Ведь, по сути, государство в результате концессии получает построенную дорогу или мост, которые могло бы строить за свои средства. Но их построил инвестор в надежде заработать.

Совет

И законопроектом этот пункт о компенсации должен быть предусмотрен», — пояснил 112.ua Виктор Довгань.

Проблема отсутствия гарантий компенсации недополученного дохода в случае падения трафика может быть урегулирована в случае принятия Верховной Радой законопроекта №6766 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог», который был зарегистрирован в парламенте еще в середине июля. Среди авторов законопроекта народные депутаты Александр Урбанский, Павел Унгурян, Борис Козырь, Дмитрий Андриевский, Геннадий Чекита, Юрий Соловей и Игорь Кононенко.    

«Законопроект также детализирует понятие «альтернативной дороги»: в нем зафиксировано, что при подписании договора о концессии правительство должно определить альтернативный маршрут.

Длина альтернативных автомобильных дорог (их участков) для бесплатного проезда транспортных средств не должна превышать более чем в два раза длину платной автомобильной дороги.

Исключением являются случаи, когда более половины протяженности платной дороги составляют мосты и туннели», — пересказал суть законопроекта Александр Кава.

Альтернативные – это бесплатные для использования автодороги, которые будут в обязательном порядке предусмотрены параллельно платным. «Просто они будут не такими комфортными, будут проходить через населенные пункты (в которых действует ограничение скорости, — ред.)», — пояснял Омелян.

По словам Кавы, сейчас в пределах населенных пунктов в Украине ограничение скорости составляет 60 км/час, но в ближайшее время Кабмин может снизить этот показатель до 50 км/час, как в Европе. Между населенными пунктами максимальная разрешенная скорость сейчас на большинстве участков — 110 км/час (если нет специальных дорожных знаков, — ред.).

На платных дорогах этот показатель может быть намного выше 110 км/час или даже 130 км/час, если дорога будет отнесена к категории А1 (пока в Украине есть единственный такой участок: от Киева до аэропорта «Борисполь»).

Фото из открытых источников

Законодательные барьеры, сдерживающие инвесторов от участия в концессионных проектах, могут быть сняты и законопроектом, который разрабатывало Министерство транспорта и инфраструктуры, а сейчас дорабатывает МЭРТ, «О концессиях». Он еще не зарегистрирован в Верховной Раде.

Обратите внимание

По словам Омеляна, документ создаст законодательное поле, в котором инвестиции инвестора будут защищены. Также в новый законопроект заложен четкий механизм, который регламентирует возврат вложенных инвестором инвестиций в структурные проекты, рассчитанные на 10-15 лет. В нем есть и норма о возможности рассмотрения правовых споров в международном арбитраже.  

Чиновники не скрывают опасений о том, что процесс принятия законопроекта «О концессиях» может затянуться на годы. Но если будет принят хотя бы депутатский законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог», платные дороги могут стать реальностью.

Эксперты отмечают, что развитие концессионных проектов в Украине, помимо прочего, тормозит отсутствие зарезервированных земельных участков. Да и четко отрегулированного законодательства по принудительному изъятию участков для развития инфраструктуры страны в Украине пока нет.  

Сколько можно заработать на платной дороге?

В тексте депутатского законопроекта об урегулировании правовых вопросов в сфере концессии автодорог (№6766) говорится, что максимальный размер оплаты за проезд на построенной на условиях концессии автодороге будет определять Кабмин.

По словам Александра Кавы, стоимость проезда в Украине будет точно не меньше, чем в Европе, – около 9 евроцентов/километр. «За проезд на участке 20 км каждый проехавший автомобилист соответственно заплатит 1,5-2 евро», — подсчитал Кава.

При этом строительство километра качественной дороги в украинских реалиях может обойтись около 5 млн долл. (в Европе – 10 млн долл.).

Окупить инвестиции, с учетом затрат на содержание автодороги, будет непросто, отметил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины. «В Стамбуле, например, в прошлом году был запущен проект тоннеля Евразия – это двухуровневый автомобильный тоннель между берегами Босфора.

Предполагается, что в сутки по нему будут проезжать порядка 100 тыс. автомобилей.

При установленной там цене проезда 4 доллара (причем планируется, что сумма будет индексироваться в соответствии с размером долларовой инфляции) уже подсчитано, что этот проект окупится не ранее чем за 24,5 года», — говорит Кава.

Фото из открытых источников

По этой причине украинских инвесторов, которые привыкли работать в проектах с более высокой доходностью, чем может принести концессия, это вряд ли заинтересует, полагает он.

«В Европе доходность в бизнесе на концессионных автодорогах также невысокая – 3-4%. (Для сравнения, доходность в сфере сельского хозяйства в Украине выше 20%, — ред.

) По этой причине участвовать в реализации концессионных проектов на автодорогах Украины, скорее всего, будут европейские компании, которые уже реализовывали такие проекты в других странах», — рассказал Кава.

Он уточнил, что некоторые компании уже выходили на представителей власти и интересовались возможностями работать в сфере концессии автодорог.    

Кава уточнил, что участки платных дорог по протяженности, как правило, не превышают 20-30 км – максимум до 60 км: «Если кто-то утверждает, что концессионеры готовы строить дороги протяженностью 300-500 км, это полное заблуждение, поскольку опыт стран Восточной и Западной Европы указывает на то, что, как правило, один концессионный проект составляет 20-30, максимум 60 км. Это связано с высокой стоимостью проектов и необходимостью большого объема инвестиций».

Где в Украине могут построить платные дороги?

Важно

Мест, где в Украине могут появиться платные дороги, пока немного. Главный критерий для строительства платной дороги – ее потенциальная загруженность и интенсивность трафика.

Среднесуточный трафик для дороги, которая подходит для инвестиций на условиях концессии, должен быть не менее 18 тыс. автомобилей. «При этом плотность населения в нашей стране — одна из самых низких в Европе.

По этой причине существует немного направлений с подходящей интенсивностью движения. Концессионными в Украине на сегодняшний день могут стать не более пяти дорог», — сказал 112.ua Александр Кава.

Он отметил, что в Европе, в частности, концессия автодорог – также явление не массовое, на концессионные приходится не более 1% всех европейских автотрасс.

По словам Омеляна, первым концессионным проектом в Украине, скорее всего, будет участок дороги от границы с Польшей до Львова. «Участок будет частью новой автодороги, которая соединит Гданьск с Одессой», — сказал министр.

По его словам, реализация проекта концессии на этом участке станет тестом и покажет, насколько эффективно можно реализовывать в Украине концессионные проекты: если окажется, что успешно, по такой же схеме будут построены и другие участки украинской части GO Highway — от Гданьска до Одессы.

«Участок дороги, который хотят построить от Львова до украинско-польской границы, — очень актуальный проект. Проходящие в этом направлении сейчас участки международных дорог М-09, М-10 и М-11 достаточно загруженные.

Причем после вступления в силу безвизового режима поток автомобилистов на этих трассах значительно увеличился. Новая дорога, которая будет дорогой первой категории с четырьмя полосами движения и разделителем, также будет иметь хорошую загрузку», — рассказал 112.ua Александр Кава.

Ограничение скорости на участке, по его информации, планируется установить на уровне 110 км/час.

Совет

По словам Кавы, преимущество проекта в том, что земля под него уже выделена. Инвестиции в проект оцениваются около 160-180 млн долл.

Эксперт рассказал, что ранее в концессионный проект также планировалось включить дорогу в обход Львова с северной стороны, но от этого решили отказаться – этот участок автодороги будет реализовываться за средства МФО. «Эффект от его введения в эксплуатацию будет. Те, кто едут в Польшу по трассе М-06, смогут сократить путь в два раза и сэкономить не менее часа времени», — рассказал Кава.

Отметим, что на сегодняшний день участок для концессии Львов — госграница с Польшей имеет самую большую определенность. С остальными потенциальными концессионными дорогами такой ясности нет.

Фото из открытых источников

Как рассказал 112.

ua замминистра транспорта и инфраструктуры Виктор Довгань, вторым наиболее подходящим для концессии проектом после Львовского является строительство участка дороги, которая соединит село Калиновка в Киевской области около Макарова и Калиновку возле Василькова. Так называемая «дабл Калиновка» — это проект кольца Большой окружной дороги вокруг Киева, с большим охватом, нежели нынешняя, проходящая через Столичное шоссе.

«Реализация проекта даст возможность соединить Львовскую и Одесскую трассы и вывести весь грузовой транспорт с Киевской окружной дороги. Это позволит снять проблему пробок на Окружной Киевской дороге.

Тут у нас есть поддержка Киевской власти – они пообещали, что сразу же, как только будет построена дорога, запретят движение грузового транспорта по (нынешней, — ред.) Окружной. Нас в этом проекте также поддерживают губернатор и районы. Там есть земля уже выделенная.

Там есть дорога, ее просто нужно расширить», — рассказал 112.ua Виктор Довгань.

По словам замминистра, для реализации проекта понадобятся 50 млн долл. «Но это будет иметь колоссальный эффект – эти 50 млн инвестиций могут вырасти в 500 млн эффекта для Киевской области. Вдоль дороги появятся автозаправки, кафе, логистические терминалы», — сказал Довгань, отметив, что проект поддерживают главы двух районов — Макаровского и Васильковского.

«С точки зрения концессии, это, на мой взгляд, идеальный проект. Я готов его защищать, и я буду его защищать. В случае, если «Укравтодор» не поддержит этот проект, мы обратимся напрямую к инвесторам и подпишем с ними меморандум, ориентировочно — до конца нынешнего года», — заверил Виктор Довгань.

Действительно, земля под проект «дабл-Калиновка» уже есть. Причем зарезервирована полоса шириной 500 м, когда как на саму дорогу понадобится не более 100 м, рассказал 112.ua Александр Кава.

С учетом того, что протяженность кольца составит не менее 200 км, желание «поделить» эту землю есть давно.

Обратите внимание

И это не дает покоя многим чиновникам, отметил советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины: «В решении Кабмина зафиксировано, что земля резервируется до момента, пока не будет сделан проект автодороги».

Для ясности, в районе Софиевской Борщаговки стоимость сотки земли под индивидуальное строительство уже сейчас составляет 100-200 тыс. грн.

Также, по словам советника главы Государственного агентства автомобильных дорог, строительство кафе и АЗС вдоль дороги для концессионера не будет иметь решающего значения.

«На самом деле это просто небольшой бонус — как дать бесплатный проездной на городской транспорт сотруднику, который получает 40-50 тыс. грн в месяц. «Основной доход концессионеру приносят только дорога и окупаемость по трафику.

Заправки и кафе вдоль дороги не позволят окупить инвестиции в ее строительство», — подчеркнул Кава.

Владимир Омелян вероятность реализации проекта «дабл-Калиновки» комментировал сдержанно. Сказал, что говорить о нем можно будет тогда, когда будет готов проект ТЭО. Пока в Министерстве разработан только тизер проекта.  

Альтернативой «дабл-Калиновке» является концессионный проект Киев — Белая Церковь.

По словам Омеляна, концессионные проекты могут быть реализованы на участках протяженностью 50-60 км на направлениях Киев — Белая Церковь либо Киев — Умань.

Причем наиболее вероятным проектом является именно Киев — Белая Церковь. По словам Виктора Довганя, на этом направлении возможна среднесуточная загрузка до 20 тыс. автомобилей.

Существующая сейчас на этом направлении автодорога ремонтируется, но она не имеет возможностей для дальнейшего развития, так как «зажата населенными пунктами и на участках, которые через них проходят», отметил Кава.

По его словам, новая концессионная дорога от Киева до Белой Церкви, проходя по тому маршруту, где ее планируется проложить, будет на 20 км короче существующей. Но главное – она будет проходить в обход населенных пунктов.

И поскольку, как планируется, новой автодороге может быть присвоена категория 1А, максимально разрешенная на ней скорость будет достигать 130 км/час (как на участке Киев — аэропорт «Борисполь»).

Слабое место этого проекта – землеотводы. Под проект зарезервированы только две трети необходимых земельных участков. «Касательно части земли на подходе к Киеву нужно будет проводить очень серьезную работу», — рассказал Кава.

Елена Голубева

Источник:https://112.ua/statji/gde-v-ukraine-postroyat-platnye-dorogi-i-skolko-budet-stoit-proezd-412136.html

Почем поедем: пять важных вопросов о платных и бесплатных дорогах в Украине

Президент подписал закон о платных дорогах, «КП» узнала, где построят первые автобаны.

На этой неделе президент Украины Петр Порошенко подписал закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог”, принятый Верховной Радой в конце февраля.

Важно

Так же Кабмин утвердил Государственную целевую программу развития дорог на 2019 — 2022 годы. Руководитель «Укравтодора» назвал ее «первым масштабным пятилетним планом».

КП в Украине решила разобраться, чего ждать украинским водителям в ближайшее время.

Что такое концессионные дороги?

Согласно пояснительной записке к закону, который подписал президент, концессионные дороги – это дороги более высокого качества, которые отвечают высоким стандартам, поскольку главным для пользователей этих дорог будет качество и скорость движения. Такие дороги строятся для сокращения и выпрямления маршрута в обход населенных пунктов и соединяют два населенных пункта непосредственно, сокращая путь на 50-100 км, в следствие чего уменьшатся затраты на топливо и экономится время в пути.

Между тем, законом Украины “О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог” указано, что решение о строительстве и/или эксплуатации автомобильных дорог на условиях концессии принимает Кабинет министров Украины на основании технико-экономического обоснования, однако не определено, что именно должно быть указано в таком решении. Кроме того, законом не предусмотрено предоставление концессионеру компенсаций при недостижении фактической интенсивности движения и при недополучении дохода.

Кроме того, что концессионер может брать деньги за проезд по своей дороге, эта компания сможет зарабатывать на своей придорожной инфраструктуре: заправках, СТО, кафе, кемпингах и так далее.

Где их построят?

На сегодняшний день в Укравтодоре говорят, что инвесторам будут представлены несколько вариантов для потенциальных инвестиций. И первая из них будет дорога Львов-Краковец.

— Для дороги Львов — Краковец уже готова проектная документация и в этом году надеемся провести первые переговоры с потенциальными инвесторами. – заявил глава ведомства Славомир Новак. — Для других проектов сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование или готовится проектная документация».

На сайте «Укравтодора» говорится, что концессионными могут стать следующие новые дороги:

— Большая окружная дорога вокруг столицы (на первом этапе предлагают  построить участок для объезда города Борисполя или участок, который соединит трассы Киев — Чоп и Киев — Одесса, чтобы не нужно было заезжать в столицу);

— Платная дорога на участке Киев — Белая Церковь (это будет новый участок, который пойдет в объезд сел, через которые идет нынешняя трасса Киев-Одесса);

— Продолжение дороги Киев — Чоп на участке между Львовом и Ужгородом;

— Северо-Восточный участок окружной Львова;

— Мост через Дунай.

Ранее эксперты говорили, что в Украине есть 4-5 интересных направлений, которые могут быть интересны инвесторам. Скорее всего речь будет идти о небольших участках дорог длинной 50-100 км, которые смогут спрямить неудобные объездные маршруты. Строительство первых концессионных дорог планируется начать в 2019 году.

Сколько будет стоить проезд?

Что касается стоимости проезда по таким платным дорогам, то ее пока не озвучивали. Ранее эксперты ранее называли предполагаемые цифры – около 9 евроцентов или 3 гривен за километр по нынешнему курсу.

Что будет с бесплатными дорогами?

Их обещают начать масштабно ремонтировать. Причем вместо ямочного и текущего ремонта обещают делать капитальный ремонт дорог.

— Мы постепенно планируем отходить от текущего среднего ремонта и осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство» — заявил Славомир Новак. — Планируется, что с 2020 года текущий средний ремонт станет историей, а ямочный ремонт будет только аварийным и будет выполняться в исключительных ситуациях.

При этом в ближайшие пять лет выполнения ремонтов по маршрутному принципу будет осуществлен работы по основным направлениям международных коридоров.

На сегодня планы по ремонту такие:

  • М-09 Тернополь — Львов — Рава-Русская — 83 км;
  • М-05 Киев-Одесса — 130 км;
  • М-03 Киев — Харьков — Довжанский — 370 км;
  • М-04 Знаменка — Луганск — Изварино — 92 км;
  • М-12 Стрый — Тернополь — Кировоград — Знаменка — 428 км;
  • М-19 Доманово (на пл. Брест) — Ковель — Черновцы — Тереблече — 276 км;
  • М-21 Выступовичи-Житомир — Могилев-Подольский — 238 км;
  • М-14 Одесса — Мелитополь — Новоазовск — 237 км.

Сколько на это потратят средств?

За пять лет планируется потратить  на ремонт и строительство дорог почти 300 млрд грн. Казалось бы, огромная сумма. Но если посмотреть разбивку по годам. То окажется, что денег не так уж и много.

В 2019 году на дороги направят более 34,9 млрд грн. Для сравнения, в прошлом году было потрачено столько же. В 2019 году сумма вырастет до 45,1 млрд грн, но часть средств будет съедена инфляцией, поэтому объемы работ вырастут не сильно.

В 2020 году потратят 69,9 млрд грн, в 2021 году — 72,7 млрд грн, в 2022 году — 77 млрд грн. Как видите, денег потратят много, но сколько будет сделано дорог с учетом инфляции, сейчас сказать сложно.





СЕЙЧАС ЧИТАЮТ


Платные участки дорог в украине с 2019 (34 картинок)


Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода
Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода в 2019 году
Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода в 2019 году

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода рекомендации
Спаун 2 фильм 2019 | трейлер, дата, актеры

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода картинки
Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода картинка

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода новые фото
Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода новые фото

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода изоражения
Модный дизайн ногтей гель лаком 2019 изображения

Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода
Новогодние мероприятия в Санкт-Петербурге 2019. Для взрослых и детей, бесплатно - Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода видео

Смотреть Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода видео
Обсуждение по теме: Платные участки дорог в украине с 2019 года - КалендарьГода, platnye-uchastki-dorog-v-ukraine-s-2019/



Похожие статьи

Новогодняя монополия - история про подарки
Прогноз погоды на весну 2019 года в Москве | какая будет
Открытки с пасхой
Стихи с днем рождения галине прикольные
Старый Новый год 2019: какого числа отмечают, традиции и приметы
Подарки на Новый год 2019 Кабана, идеи. Новогодние
Жилой комплекс Химки 2019. Новостройки с отделкой, отзывы
Сколько дней в феврале 2019 года: проверенный календарь —
Подарки на НГ 2019 | Год 2019
Выпускной 2019 года. Дата проведения, где лучше праздновать
Салат с манго и креветками рецепт
Рецепт Ананасов Из Кабачков



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ